АРЗАМАССКИЙ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ
ЗАВОД

«Эта техника – гордость России, и это зримое свидетельство того, каким огромным потенциалом обладает наш оборонно-промышленный комплекс – научным потенциалом, кадровым и производственным».


В. В. Путин
Во время выступления перед участниками VIII Международной выставки вооружения,
военной техники и боеприпасов, 9 сентября, Нижний Тагил

Декабрь 2011


ЭКСКУРСИЯ В ЗВЕЗДНЫЙ

 

 

Молодые машиностроители побывали в Центре подготовки космонавтов, расположенном в Звездном городке. Такую экскурсию для активистов молодежного движения предприятия организовало руководство завода как поощрение по итогам работы за год.
 

 
Итак, что же это за город с таким космическим названием? Простое и красивое название Звездный городок — неофициальное, но прижившееся. В самом деле, не называть же столь легендарное место «закрытым военным городком № 1» или «Щелково-14». Хотя его территория до сих пор закрыта для праздношатающихся посетителей.
 
Точно известна дата его рождения — 11 января 1960 года, когда Директива Главкома Военно-воздушных сил положила начало созданию первого Центра подготовки космонавтов (ЦПК). В апреле 1968 года ему было присвоено имя Юрия Алексеевича Гагарина. Вокруг ЦПК вырос поселок. Статус места неоднократно менялся, сегодня официальное название выглядит так: Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) городской округ Звездный городок Московской области.
 

 
С виду место ничем не примечательное – обычный поселок городского типа в 25 км от столицы, с населением около 8000 человек. Разве что попасть сюда можно только через проходную, по пропуску. За ней открывается большая ухоженная территория ЦПК: широкие дороги, ровные ряды деревьев вдоль аллей и большие корпуса. По аллеям «ходят» космонавты – сегодня их в центре 22, а в зданиях сидят ученые мирового уровня и находится уникальное оборудование.
 
Все советские и российские космонавты проходили и проходят здесь предполетную подготовку. В последние годы к ним часто присоединяются иностранные астронавты и космические туристы. Многие испытательные установки в ЦПК существуют в единственном экземпляре!
 

 
Одна из таких уникальных установок, с которой воочию познакомились машиностроители, — самая большая в мире центрифуга ЦФ-18. Испытания на ней входят в обязательную программу подготовки будущих покорителей космоса: центрифуга сразу покажет, как человек справляется с перегрузками, возникающими при старте и приземлении. Этот этап считается одним из самых сложных, центрифуга отсеивает немало кандидатов в звездный экипаж.
 
Техническое задание на эту без преувеличения монументальную конструкцию было написано еще в 1970 году, и взялась за его исполнение только шведская фирма ASIA. На воплощение замысла конструкторов ушло 10 лет, и результатом работы шведских инженеров стало настоящее произведение искусства – динамический тренажер с восемнадцатиметровым рычагом. Максимальное ускорение, которое можно имитировать на центрифуге — 30g. Кроме того, кабина с космонавтами может вращаться, имитируя изменение перегрузки при приземлении или взлете.
 
Чтобы еще больше приблизить условия эксперимента к естественным, инженеры реализовали возможность изменять температуру, давление, влажность и даже состав атмосферы внутри кабины центрифуги. Пока космонавт вращается, врачи контролируют его физическое состояние. Правда, почувствовать на себе космические перегрузки молодым специалистам не удалось.
 
В другом корпусе центра находится не менее интересный объект – гидролаборатория. Она представляет собой бассейн диаметром 27 и глубиной 12 метров и предназначена для имитации невесомости. Космонавта в точной копии скафандра помещают в воду, а для придания ему нулевой плавучести к скафандру подвешивают свинцовые грузы. Глубина бассейна позволяет разместить в нем макет различных модулей МКС в натуральную величину, и космонавты тренируются в проведении различных работ на внешней обшивке станции.
 
Еще один специальный корпус центра, который привлек особое внимание молодых заводчан, предназначен для отработки собственно навыков полета в пилотируемом космическом корабле. В высоком просторном зале размещены модели спускаемых аппаратов — в том числе и используемых сегодня «Союзов-ТМА». К лазам в спускаемый аппарат и бытовой отсек ведут лестницы и мостки. Через открытые люки можно рассмотреть воссозданную до мельчайших подробностей обстановку корабля. Под бдительным оком инструкторов космонавты тренируются в управлении космическим кораблем и отрабатывают действия в штатных или нештатных ситуациях.
 
Рядом с макетами космических кораблей стоят выставочные стенды с образцами космического провианта. Сублимированная высококалорийная пища расфасована в небольшие герметичные пакеты и ставшие легендарными тюбики, которые, кстати, теперь заменены на более безопасные пластиковые пакеты. Выставлен комплект снаряжения, который хранится в спускаемом модуле. Здесь есть все, что может понадобиться космонавту после приземления: от еды и воды до рыболовных снастей и сигнальных ракет.
 
Не менее знаменательный экспонат – местная достопримечательность манекен «Иван Иванович». Именно он первым и покорил космос на космическом корабле-спутнике «Восток 3КА-2» еще до Ю.А. Гагарина. Пару фото на память с «Иваном Ивановичем» – непременный атрибут посещения центра.
 
Конечно, за несколько часов невозможно узнать все о жизни Звездного городка и о том, как готовят космонавтов. Но, уверены, увиденное позволило нашим экскурсантам окунуться в космический мир и вспомнить свою детскую мечту – стать покорителем звездных просторов.

 

 


ГОТОВИМСЯ К ПРАЗДНИКУ

 

 

Одна из самых добрых и интригующих новогодних традиций — установка больших елок в многолюдных местах города уже начата.
 
На протяжении многих лет Арзамасский машиностроительный завод традиционно берет на себя хлопоты по организации привоза и украшения новогодней ели в детском городке на улице Мира.
 
Выбирали главный символ Нового года в этот раз на территории Морозовского лесхоза совместно с представителями местного лесничества. Из множества претенденток на почетное место в елочном городке одна подошла по всем параметрам: пушистая, стройная, тринадцатиметровая. Чтобы установить ель весом в 1 тонну в центре площадки, не поломав ветви, потребовался подъемный кран, а также множество спецтехники для ее перевозки. Сразу же после закрепления зеленой красавицы была активно начата работа по ее украшению. За установку гирлянд, фонарей и прочих световых приборов отвечают специалисты службы главного инженера.
 

 
— По периметру всего комплекса будет развешено более 100 метров гирлянд, на столбах установлены шары с лучами, имитирующие фейерверк – рассказывает начальник энергоцеха В. Томилов. – При входе в городок мы сможем увидеть светящийся логотип завода и надпись «С Новым годом». Елка традиционно будет украшена мерцающими лампами-стробоскопами, всеми любимыми голубыми снежинками, новыми светящимися игрушками, а также гирляндами, общая протяженность которых тоже более 100 метров.
Помимо елочного комплекса на улице Мира в новогодней тематике будет оформлена и предзаводская площадь.
 

 
Несколько живых елей привезены и поставлены в производственных корпусах. Все работы по установке и украшению новогодних площадок планируется завершить в ближайшее время.

Яндекс.Метрика